По состоянию на декабрь 2020 года на территории Мурманской области зарегистрировано 69 частных охранных организаций (далее - ЧОО). В том числе 32 ЧОО использует в своей деятельности служебное оружие. На сегодняшний день численность работников частных охранных структур составляет более 3000 человек, под охраной которых находится более 7000 объектов различных форм собственности. В соответствии с Указом Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 157 и Федерального закона от 03 июля 2016 года 226-ФЗ полномочия по контролю за частной охранной деятельностью возложены на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации. В 2020 году сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы, в рамках утвержденного плана проведения Управлением Росгвардии по Мурманской области плановых проверок частных охранных организаций на 2020 год, осуществлено 4 проверки соблюдения лицензионных требований, включая соблюдение юридическими лицами правил оборота оружия. В рамках исполнения контрольных функций, особое внимание сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы сосредоточено на следующих направлениях: - проверка качества оказываемых частными охранными организациями охранных услуг, прежде всего на объектах социальной инфраструктуры, образовательной сферы, и иных объектах к которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются требования антитеррористической защищенности. - выявление фактов нарушений правил оборота служебного оружия и специальных средств частными охранными организациями. - проверка эффективности привлечения работников ЧОО к охране общественного порядка и предупреждению преступлений и правонарушений, ориентирование их на повышение бдительности при несении службы и усилении контроля за оперативной обстановкой на подконтрольной и прилегающей территорией. По результатам проверок выявлено 7 нарушений. Из них – 4 нарушения лицензионных требований, 3 – нарушения требований законодательства о ЧОД должностными лицами охранных предприятий. Соответственно, по каждому факту должностные лица привлечены к административной ответственности, материалы о выявленных нарушениях для привлечения к административной ответственности по юридическим лицам направлены для рассмотрения в Арбитражный суд Мурманской области. Анализ недостатков, допускаемых частными охранными предприятиями свидетельствует о том, что выявленные замечания допущены в следствии не ответственного исполнения своих обязанностей теми или иными должностными лицами охранного предприятия, либо в связи с незнанием нормативно-правовой базы, регламентирующей сферу частной охранной деятельности. Так, проведенные проверки показали, что наиболее типичными нарушениями являются: - нарушения сроков уведомления подразделений лицензионно-разрешительной работы о взятии/снятии объектов охраны, изменении состава учредителей (участников) организации; - на объекте охраны отсутствует информация о внутриобъектовом и пропускном режимах посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время до входа на охраняемую территорию; - несения службы частыми охранниками без личных карточек; - в специальной форме, не позволяющей определить принадлежность частных охранников к конкретной охранной организации. Управление Росгвардии по Мурманской области обращает внимание руководителей частных охранных структур на соблюдение и недопущение нарушений лицензионных требований при осуществлении услуг частной охранной деятельности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Как правило, основными (типичными) недостатками, выявляемыми сотрудниками подразделений ЛРР по результатам проверок комнат хранения оружия является некачественное ведение учетной документации. Прошу руководителей ЧОО обеспечить учет и сохранность служебного оружия в строгом соответствии с требованиями Приказа МВД России № 288, исполнение норм, определенных данным правовым актом взять на личный контроль. Кроме того, напоминаю, что Постановлением Правительства РФ от 26.06.2018 №729 введено понятие грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности, которыми в том числе являются: - охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране», а также объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации частная охранная деятельность не распространяется; - нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств.
В целях реализации мероприятий, предписанных Программой профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в установленных сферах на 2020 год, проводится следующая работа: - соответствующим распоряжением определены должностные лица, ответственные за выполнение мероприятий, предусмотренных «Планом мероприятий по профилактике нарушений, проводимых Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации на 2020год»; - на регулярной основе (по мере издания соответствующих нормативно-правовых актов) на официальном сайте Управления Росгвардии по Мурманской области публикуются изменения законодательства в установленных сферах деятельности. - на постоянной основе, при предоставлении гражданам и юридическим лицам государственных услуг, проводятся соответствующие разъяснения о необходимости соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативно-правовых актах, регламентирующих правила, порядок и сохранность оружия, лицензионные требования, предъявляемые к юридическим лицам, осуществляющим торговлю оружием и боеприпасами, а также лицензионные требования юридических лиц, осуществляющих частную охранную деятельность. Кроме того, данная работа проводится с гражданами и юридическими лицами в телефонном режиме, согласно утвержденного план-графика (консультирование), а также при проведении предусмотренных законодательством контрольных мероприятий (проверка граждан-владельцев по месту жительства, проверка комнат хранения оружия юридических лиц, проверка частных охранных организаций в соответствии с планом прокуратуры). За истекший период 2020 года жалоб и негативных отзывов от подконтрольных субъектов – частных охранных организаций и частных детективов на качество проводимых Управлением Росгвардии по Мурманской области мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации по линии частной охранной и детективной деятельности не поступало. В результате увеличения количества проведенных Управлением Росгвардии по Мурманской области профилактических мероприятий в отношении подконтрольных субъектов по линии частной детективной и охранной деятельности зафиксировано снижение количества допущенных подконтрольными субъектами и выявленных Управлением Росгвардии по Мурманской области в 2020 году нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации. С целью выполнения предписанных программой мероприятий, Управление Росгвардии по Мурманской области продолжит работу в плановом режиме по следующим направлениям: - актуализация размещенных на официальном сайте Росгвардии в сети «Интернет» перечней нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений) содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного контроля в уставленных сферах деятельности, а также текстов соответствующих нормативно-правовых актов, по мере издания новых нормативно-правовых актов или внесение изменений в действующие; - проведение консультаций с подконтрольными органами по разъяснению субъектами по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативно-правовых актах, в том числе: информирование (консультирование по телефону); информирование (консультирование) в ходе рабочих встреч, совещаний; проведение методических занятий по подготовке подконтрольных субъектов к плановым проверкам. Разъяснение порядка проведения контрольных мероприятий, прав и обязанностей подконтрольных субъектов, должностных лиц Росгвардии, уполномоченных на проведение проверок, порядка обжалования их действий; - не реже одного раза в полугодие обобщение и анализ практики осуществления Росгвардией федерального государственного контроля (надзора) в установленных сферах, в том числе публикация на официальных сайтах Росгвардии и ее территориальных органов в сети «Интернет» статистической информации о количестве проведенных контрольных мероприятий, количестве подконтрольных субъектов, привлечении к административной ответственности должностных лиц, а также причин наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований.